Как не “переиграть” руки

Спасибо моему июльскому интенсиву за то, что напомнили мне о такой важной теме!

 

Раньше, работая с группами интенсивного курса, я старалась дать учащимся как можно больше информации и сразу переходила к ее освоению на практике. К большому сожалению, этот подход работал через раз. В итоге выходило приблизительно следующее: 50% групп – ребята с энтузиазмом и высокой скоростью работы и 50% уставших ребят, которые не ощущают прогресса, несмотря на то, что он присутствует, пусть и в меньшей степени, чем у первых. Результаты сравнения работы первой и второй групп напомнили мне о том, что когда-то я сама была во второй группе с той лишь разницей, что это была не группа английского, а класс скрипки. И проблема моя была не в том, что я что-то не успевала выучить, а в том, что я «переиграла» руки.

 

violin2

 

 

У музыкантов есть такое понятие – «переиграть» руки. Оно означает утомляемость рук и слабость пальцев, неловкость и отсутствие хорошего контакта с инструментом. Это такое щущение, когда руки не слушаются и у вас не получается воспроизвести то, что вам хочется. Педагог может показать прекрасный образец исполнения того или иного отрывка музыкального произведения, но у ученика не получается повторить его, потому что связи между слухом и мышечными ощущениями нарушены. Иногда музыкант может даже начать винить себя в своей бездарности и безнадежности, потому что просто не может передать пальцами через исполнение то, что слышит и чувствует.

 

Считается, что «заработать» эту неприятность можно при неправильной постановке рук, а, как известно, это очень важно в занятиях музыкой. Также риск «переиграть» возрастает, если нет предварительной разминки. Но есть и еще одна причина, которая нас интересует больше всего: синдром «переигранных» рук возникает в результате долгих и частых занятий! Тело не выдерживает и в какой-то момент просто говорит «Нет!», и мы имеем то, что имеем. Рекомендации педагогов в этом случае – играть медленно и громко. О скорости и выразительности исполнения можно на время забыть. В более тяжелых случаях, когда болят руки, рекомендуется прекратить практику на некоторое время.

 

Именно эта неприятность и случилась со мной, когда я занималась скрипкой. Тогда мой прекрасный педагог сказал мне убрать все произведения, которые мы проходили, и практиковать только гаммы в медленном темпе. Через две недели я снова могла играть как раньше.

 

Что же происходит с языком на интенсивном курсе? Нечто очень похожее.

 


Интенсив – это много английского и мало времени. Здесь нужны приоритеты, которые определяет задача группы.


 

Вот наши варианты:
1. мы занимаемся развитием речи, опираясь на имеющийся словарный запас, и новый вводим очень дозировано, грамматике уделяется мало внимания;

2. мы занимаемся обогащением словарного запаса на базе хорошо развитой речи и грамматики;

3. мы занимаемся «чисткой» речи, то есть работаем над ее грамматическим оформлением, новая лексика не вводится (только уточняем, что те слова, с которыми мы работаем, нам известны), скорость речи не имеет значения.

 

Если совместить эти приоритеты, объем информации удваивается, а сроки остаются прежними – усвоить ее нужно всего за один месяц! Но проблема не в этом, а в том, что это очень насыщенный месяц, в течение которого мы занимаемся через день. У мозга нет времени ни освоить новое, ни просто отдохнуть. В результате он устает, ошибки повторяются, новые слова не усваиваются, речь замедляется, в голове каша.

 

Сейчас, оглядываясь назад на свой опыт опыт, я понимаю, что именно это происходило на моих «интенсивах». Я старалась и грамматику исправить, и много полезных слов дать, и все это вывести в речь, да еще и скорость речи развивать. Правда, группы были не по четыре человека, а по десять, и у всех свои задачи и разные вопросы, на которые необходимо отвечать. В результате бывали ситуации, когда студенты говорили мне: «Мне кажется, я еще хуже стал разговаривать…».

 


Это можно назвать перенасыщением информацией, что по своей природе очень похоже на «переигрывание». Но почему тогда это происходило не со всеми группами?


 

Ответ, как всегда, кроется в индивидуальности и уровне подготовки каждого студента. Есть группы учащихся со схожими задачами и более продвинутым уровнем английского. Такие ребята очень быстро «проглатывают» информацию и готовы к усвоению новой. Прогресс этой группы будет выглядеть приблизительно так: из 100% полученных знаний около 30% станут навыками к концу курса. Все остальное «доделает» разговорный клуб. Но даже с такими группами педагогам необходимо быть начеку, чтобы практические занятия не переросли в теоретически-ознакомительные.

Что касается второго варианта развития событий, здесь необходимо вовремя понять, что усердие педагога и чрезмерный объем информации начинают действовать как демотиваторы и больше вредят, чем продвигают наш английский. В этом случае нам нужно сбавить обороты и сконцентрироваться на расставленных приоритетах, не перегружать учащихся информацией и не спешить, расслабиться и ввести больше интертейнмент топиков. Они и станут своего рода «ванночками для рук», которые помогут облегчить боль «переигравших» музыкантов и помочь им расслабиться и набраться сил перед очередным рывком на пути к великому!

 

 

 

Автор: Вероника Маслова

Редактор: Светлана Осипова